Действительно умный шлем

Как мотоциклист и айтишник со стажем давно размышляю над концепцией умного шлема, а так как идея не то чтобы витает в воздухе, а многие уже бросились ее реализовывать, то, я думаю самое время поделиться своим виденьем того каким он должен быть будет уже через пару лет.

Вот вы скажете «товарищ а что ты тут пишешь, украдут же идеи и сделают миллионы», а я вам скажу ну так пускай делают, а мы с вами будем пользоваться потом за денежку. Ибо денег и бесстрашия на открытие еще одного убогого стартапа в России сейчас у меня нет, ну а коли кто из решившихся на такой шаг тут или там прочитает и пригласит обсудить — ну так прекрасно.

Многие уже довольно давно пытаются частично реализовать концепцию, колхозя проводные и беспроводные гарнитуры, экшн камеры, микрофоны, сумки со смартами на бак, но это все просто не то. Особенно меня расстраивают аутентичные блютус гарнитуры за 300 баксов которые работают! (вот спасибо), правда если только прошивка правильная. Так или иначе развитие мобильных процессоров (тех что в смартфонах и планшетах, например) уже или скоро позволят сделать все красиво.

К делу.

Дизайн
Тут есть ряд компромиссов, так что шлем будет либо интеграл, либо трансформер, но в принципе ничто не помешает сделать открытую версию с урезанным функционалом. Главная мысль — все должно поместиться, ничего не должно торчать ни снаружи, ни внутри, должны быть соблюдена безопасность и пилота и электроники. Ну и вся конструкция должна выглядеть традиционно, чтобы не приняли за марсианина. Было бы разумно сделать часть обвески модульной для выбора более лучших модулей или отказа от части функций в пользу цены/веса. Причем можно пойти дальше и стандартизировать интерфейс модулей для доступа широкого спектра поставщиков (китайцы все равно сделают, лучше чтобы делали не только они). Еще один плюс модулей — легкость монтажа в шлемы разных размеров. В идеале вообще каркас делают производители шлемов, электронику айтишники, звук звукачи.

Вычисления
Компактная плата, способная кодировать тройку видеопотоков 4К, при этом делая что-нибудь еще непростое и что-нибудь еще простое потоков в 6. Не тяжелая, не жрущая электричество, не греющаяся, с необходимыми интерфейсами для подключения модулей и средств связи. Можно реализовать уже сейчас, если работу с видео вынести в специализированные чипы.

Связь
LTE/3G для навигации, передачи данных в случае инцидента, общения в группе, GPS-A
GPS/Глонасс для позиционирования, контроля скорости
Bluetooth для ответа на звонки с основного телефона и возможно проигрывания музыки оттуда
Wi-Fi для автоматической выгрузки данных и синхронизации при зарядке
Тут на надо объяснять зачем это делать в виде модулей (разные частоты в разных странах, еще можно сделать дешевый модуль 3g+gps+bt1.0+wi-fi 802.11g и премиальный LTE/3g/GPS/Глонасс/BT4.0/802.11ac).

Видео
Я вижу как фронтальную широкоугольную широкоформатную камеру с хорошим объективом, высоким разрешением, высоким битрейтом. Если человек снимает влог это должно быть красиво, если нужны данные с видеорегистратора, то номера и лица злодеев должны читаться в т.ч. в сумерки. Стоит поразмыслить над интеллектуальной системой самоочистки в дождь и автоматически включаемой и отключаемой ИК-подсветкой. Также в видеосистеме хорошо было бы иметь две задне-боковые камеры с углом обзора примерно 90 градусов (края области обзора сходятся ровно позади мотоцикла), которые смогут заменить с лихвой зеркала. Их тоже используем для видеорегистрации.

Дисплеи
Два цветных дисплея по краям области, отображающие в реальном времени картинку с задних камер (обработанную соответствующим образом). Можно также использовать для кратковременного вызова карты, например. Яркость должна подстраиваться автоматически и командами. Также нам надо выводить проекцию скорости и подсказки навигации на стекло визора, этакий HUD.

Микрофоны
Стереомикрофон внутри шлема с хорошей чувствительностью и шумоподавлением, чтобы система понимала команды с первого раза, приятно было общаться, а записанные влоги отлично передавали сочный бархатистый голос ведущего (ну или кому как с голосом повезло). Стереомикрофон снаружи для записи общения при инцидентах ну и вообще вдруг кто взятку вымогать решит. Нужна ветрозащита, шумоподавление, влагозащита. Два внутренних канала используем для команд, общения, записи, два внешних идут на запись. Всего пишется четыре аудиоканала.

Динамики
Я вижу как три модуля — два модуля сами динамики (или системы динамиков) для левого и правого уха и модуль усилителя. Тут производители Hi-Fi компонентов могли бы разгуляться не на шутку. А в базе хотелось бы видеть то по чему среднестатистическому неаудиофилу будет приятно послушать музыку cd-качества или голосовые подсказки яндекс-тетки или гугло-бабы. Они должны быть большие, с ровной АЧХ (да да привет производителям блютус гарнитур паяющих всякое говно), плюс можно сделать модули в виде чашек и играться с акустической картиной, примыкание к голове райдера в исполнении из элитных материалов (ну там не просто поролон, а поролон обтянутый кожей с жопы дракона, например). Выводится на них естественно все что надо. Еще можно попробовать сделать полную звукоизоляцию шлема, а внешние раздражители вроде звука мотора, сигналов и ругани окружающих брать с внешних микрофонов через фильтр.

Аккумулятор и зарядка
Компромисс конечно же. С одной стороны мы гонимся за легкостью, с другой стороны чем больше автономность системы, тем лучше. У одного из производителей автономность достигла 9 часов, что не плохо для поездок по городу, на для дальняков не катит никак. Опять же никто не откажется от шлема, который надо заряжать не каждый день, а раз в неделю. Важным моментом является хорошая ударопрочность аккумулятора, чтобы при падении голова райдера не поджарилась от возгорании лития. Но варианты с выносом проводом на пояс выглядят уродливо. Поэтому предлагаю сделать в виде съемного модуля АКБ и зарядки часов на 8-12. Разъем зарядки прикольно будет сделать магнитным и симметричным, с хорошим ресурсом, а также защитой от КЗ. Например проехал 1000км, скинул аккум, ткнул новый, а пустой в кофр на зарядку. Для удобства стоит сделать разъем доступным при установленном в шлем аккумуляре, чтобы не снимать АКБ дома, а также для фриков, которые будут ехать, подзаряжаясь от бортовой сети. Напряжение зарядки стоит сделать 9-16В, чтобы упростить и удешевить зарядные устройства. Всю стабилизацию, управление током в корпус аккумулятора, т.к. дешевым он все равно не получится. Как и любая замороченная айти штуковина эта должна выключаться при снятии аккумулятора, для защиты от злобных хакеров и слежки или можно еще киллсвич предусмотреть если какая-то хрень начала происходить прямо на ходу.

Хранение данных
Встроенная память + съемная карта (например UFS). Можно модулями, желательно с разных сторон. С карты можно импортировать музыку например, но основная задумка — зеркальная запись с видеорегистратора на оба носителя на случай повреждения одного при падении или попытки изъятия негодяями.

Эргономика
Кроме того, что шлем должен быть не слишком тяжелым и удобным, можно попытаться реализовать электронное управление вентиляцией и автоматическую очистку визора от капель воды, подогрев носа и ушей.

Датчики
Температура снаружи, внутри, положение, удар, перегрузка, приближение к объекту.

Сценарии применения

  1. Послушать музычку — должно играть все отовсюду, в т.ч. flac и интернет-радио, особое внимание стоит уделить аудиокнигам. Голосом управляем поиском («музыка найти верка сердючка отмена», громкостью «музыка громкость 70», порядком воспроизведения «музыка в случайном порядке жанр драм энд бэйс»).
  2. Поговорить по телефону (при входящем вывести на экран номер или прочитать голосом), команды, набор, ответ вся фигня.
  3. Пообщаться с окружающими владельцами шлемов через интернет-рацию (тематические каналы, региональные каналы, все кто рядом — тут сервер должен сам подобрать собеседников по данным местоположения), что-то вроде Zello, но специфичнее.
  4. Записать влог, сейчас популярно, а будет еще популярнее. Причем никаких команд не надо, все и так пишется автоматически — при желании дома загружаем в монтажку и делаем видос.
  5. Запись трека (скорости, высоты, направления), как локально, так и в облако. Поможет при инциденте или для анализа пути. Естественно должно отключаться.
  6. Видеорегистратор, автоматическая загрузка в облако при инциденте по датчикам или команде, отправка уведомлений на выбранные контакты. Можно сделать платный сервис для уведомления оператором с предварительным анализом серьезности инцидента, вызов оперативных служб (та же пресловутая ЭРА-Глонасс) или ЧОП для физической защиты райдера.
  7. Предупреждение об опасной ситуации (возможность образования наледи, резкое сокращение расстояние до объекта, контроль боковых интервалов и рядности).
  8. Навигация. Показать конфигурацию поворота на HUD, заехать на ближайшую АЗС, найти шиномонтаж или мотомастерскую, гостиницу с охраняемой стоянкой или мотобар — вот это вот всё.

Тут я оставлю ссылки на тех, кто  уже делает проекты в этом направлении (если кого-то пропустил — пишите, добавлю). Буду рад комментариям. Опять же если кто-то использует идею буду рад, еще более буду рад, если дадут поучаствовать. Ну а пока вы можете оценить чего добились команды на текущий момент, так ли они близки к цели? Есть что сказать? — добро пожаловать в комментарии.

  1. Skully (США) https://www.skully.com/
  2. LiveMap (Россия) https://livemap.info/
  3. Volvo (США) https://www.media.volvocars.com/us/en-us/media/pressreleases/155565/volvo-cars-and-poc-to-demonstrate-life-saving-wearable-cycling-tech-concept-at-international-ces-201
  4. BMW (Германия) поиск Google
  5. LivAll (Китай) https://www.livall.com
  6. Lumos (США) https://lumoshelmet.co/
  7. Forcite (Австралия) http://forcite.com.au/

Как видите, довольно много народу рвануло в карьер, но как говорится NOT EVEN CLOSE.

Запись опубликована в рубрике hardware, IT, smart helmet, безопасность, мото, софт. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *